«Металлист» о героях помнит

«Металлист» о героях помнит

Накануне Дня Победы завод «Металлист» чествовал своих ветеранов – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и детей войны.

Несмотря на довольно мрачную погоду, ледяной ветер и начинающийся дождь собралось около ста ветеранов - им были вручены цветы, подарки и сказано немало тёплых слов.

- На своих плечах вы вынесли все тяготы этих нелёгких лет, доблестным трудом помогая фронту, - сказал, выступая перед ветеранами, директор завода Сергей Онищук. - Вы подарили жизнь, мир и свободу всем будущим поколениям! Пусть ваши сердца всегда будут согреты нашей заботой и любовью!

Замечательным концертом с песнями военных лет ветеранов поздравили курсанты филиала военной академии имени Петра Великого.

Затем состоялось открытие обновленной мемориальной доски в честь Героев Советского Союза, работавших на заводе «Металлист» в послевоенные годы. О них, после фронтовых подвигов самоотверженно трудившихся на производстве, хочется рассказать особо.

Будущий известный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Александр Яковлевич Фёдоров родился 3 марта 1918 года в Серпухове. В семнадцать лет поступил в аэроклуб. А в 1939-м его, отличника, направили в Качинскую военную лётную школу пилотов. Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Фёдоров встретил в строевой авиационной части.

Он был молодым, но уже обстрелянным лётчиком. В воздушных боях над Днепром сбил два неприятельских самолёта, а под Москвой успешно продолжил счёт победам. Вскоре он стал зрелым воздушным бойцом, способным находить и уничтожать врага в любой обстановке - ночью и за облаками, на малых и больших высотах. Эти качества были характерны для подлинных асов, которых в тот период в частях становилось всё больше.

Под Москвой Александр Яковлевич совершил 64 боевых вылета, был награждён орденом Красного Знамени.

Летом 1943 года Фёдоров сражался уже в составе 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка, участвовал в знаменитом Орловско - Курском сражении. 20 июля А.Я. Фёдоров со своим напарником патрулировал воздушное пространство над линией фронта. Неожиданно из облаков появились 5 немецких истребителей. Несмотря на то, что силы были неравны, завязался ожесточённый бой. Очередь из пушки «мессера» прошила правый борт его Ла-5. Фёдоров получил тяжёлое ранение в правую ногу, практически оставшись без колена, да ещё загорелся мотор...

С большим трудом, теряя сознание, он покинул самолёт, когда до земли оставалось метров 150 - 200. Парашют не успел погасить скорость падения, и при ударе о землю лётчик получил множество переломов и ушибов. Да и приземлился он на нейтральной полосе. Только вечером, под обстрелом немцев, его вынесли к своим. Во фронтовой лазарет он попал в очень тяжёлом состоянии, без сознания. Транспортным самолётом его отправили в Москву, в главный госпиталь ВВС. Из-за начавшейся гангрены герой лишился ноги.

К моменту последнего боя в его лётной книжке значились 375 боевых вылетов, 55 штурмовок живой силы и техники врага, 10 лично сбитых самолётов и ещё 5 - в групповых боях .

Фёдоров научился ходить на протезе и стал настаивать на возвращении в свою часть. Понимая, что не сможет летать, он был готов выполнять любую работу. Его просьбу уважили, и он был направлен сначала в полк штурманом, а потом в штаб танкового корпуса осуществлять с земли наведение самолётов. На вездеходе, с микрофоном в руках, Фёдоров следовал в боевых порядках танков, посылая в эфир чёткие, лаконичные команды. После каждой из них наши самолёты пикировали на цель и уничтожали огнём расчёты орудий, скопления вражеских солдат и техники.

Однажды Фёдоров так увлёкся боем, что не заметил, как оказался в непосредственной близости от противника. Выскочив из разбитого вездехода, Александр попал под огонь вражеских пулемётов. Чтобы уйти от врага, пришлось ползти по-пластунски. Сильно мешал протез. Несколько пуль впились в искусственную ногу, затем - в настоящую.

Врачи сделали всё, чтобы спасти вторую ногу. Но путь для дальнейшей службы в армии был окончательно закрыт. В июле 1944 года он приехал из госпиталя в родной Серпухов и начал работать в аэроклубе. А вскоре перешёл на завод «Металлист» простым рабочим, помогал наладить производство для успешной борьбы с фашистами.

Стал слушателем Военно - Воздушной академии имени Жуковского. Но инвалидность и другие обстоятельства вынудили Фёдорова покинуть академию, а потом - и армию. С 1954 года он работал на московском заводе «Энергоприбор» инженером - конструктором экспериментального цеха.

30 января 1991 года Александр Яковлевич скончался. Схоронили его на Ваганьковском кладбище.

Александр Иванович Медведев из рядовых, беспартийный, по должности катерист 87 отдельного моторизированного мостового батальона. Родился в 1914 году в деревне Березенки Лопасненского района. Окончил семь классов и школу ФЗУ. До войны работал токарем, мастером производственного обучения в Серпухове, оттуда и был призван в армию в октябре 1941 года.

Судя по наградам, он особенно отличился на фронте в конце войны. 11 апреля 1945 года был награждён орденом Красной Звезды, через две недели - орденом Красного Знамени. А в конце этого же месяца был представлен к званию Героя.

Подвиг его связан с подготовкой к форсированию реки Одер. 18 апреля 1945 года на катере под огнём противника переправлял лесоматериалы для строительства моста через Вест-Одер. Менее чем за сутки он под беспрерывным вражеским огнём сделал 37 рейсов без смены и отдыха, чем способствовал закреплению нашими войсками плацдарма на западном берегу реки. Во время сильного обстрела минометами и пулемётами катер получил пробоину, угрожала опасность затопления, но Медведев забил её тряпками и в гуще разрывов снарядов продолжал своё дело, переправляя пушки и боеприпасы на западный берег Одера.

Во время очередного рейса в винт катера попал трос. Катер встал. Пришлось лезть в ледяную воду, разматывать трос. Самой тяжёлой была третья ночь. Одолевал сон. Но разве можно закрыть глаза, когда на том берегу товарищи ждут твоего груза! Он нужен для победы над врагом. В эти бессонные сутки Медведев доставил своим бойцам 150 самоходок, большое количество боеприпасов и другой боевой техники.

За успешное выполнение задания Александр Иванович и был удостоен звания Героя Советского Союза. После демобилизации вернулся в Серпухов, работал на заводе «Металлист» токарем, а потом выучился на инженера-технолога. Скончался 6 марта 1978 года.

Иван Акимович Малов родился 6 июня 1915 года в деревне Бутурлино. Работал кузнецом в леспромхозе. В 1936 году был призван на службу в армию, окончил курсы младших лейтенантов.

К сентябрю 1943 года старший лейтенант Иван Малов командовал ротой 40-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 7-й гвардейской армии Степного фронта. Отличился во время битвы за Днепр. 27 сентября 1943 года рота Малова успешно переправила большое количество советских частей и боеприпасов. Эти действия способствовали успешному захвату, удержанию и расширению плацдарма на западном берегу Днепра, за что Малов и был удостоен звания Героя. Отважный офицер-понтонёр прошёл с боями, освобождая Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию, закончив войну под Прагой. С 1946 года капитан Малов жил в Серпухове. Работал на заводе «Металлист» и в научно-производственном объединении «Автозаправочная техника». Скончался 4 апреля 1997 года. Похоронен на Ивановском кладбище.

Павел Петрович Глазков - командир эскадрильи 750-го авиационного полка 17-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД).

Родился 28 декабря 1911 года в Волоколамске. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. На фронте с июня 1941 года. Командир эскадрильи 750-го авиационного полка, майор Павел Глазков к январю 1942 года совершил семьдесят успешных боевых вылетов на бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу противника, за что получил звание Героя Советского Союза. С марта 1943 года и до Победы П.П. Глазков – командир 750-го авиационного полка дальнего действия, лётчики которого отличились во многих сражениях.

После войны отважный авиационный командир продолжал службу в ВВС. В 1947 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1953 году – Военную академию Генерального штаба. С 1961 года генерал-майор авиации Глазков - в запасе. Жил в Серпухове и работал на заводе «Металлист». Скончался 2 ноября 1977 года.

После церемонии открытия мемориальной доски ветераны и работники завода возложили цветы к памятнику Воину-освободителя.

 

«Металлист» о героях помнит