Экскурс в эпоху Грозного

Экскурс в эпоху Грозного

В Музейно-выставочном центре практически весь ноябрь работает новая выставка - «Образ Ивана Грозного в дореволюционной и советской открытке». Экспозиция предоставлена музеем-заповедником «Александровская слобода». Филокартическая коллекция отражающая образы и сюжеты эпохи правления царя Ивана Грозного в изобразительном (живопись, графика, скульптура) и театральном искусстве, подарена музею-заповеднику профессором Московского гуманитарного университета Арсеном Аркадьевичем Мелитоняном и его супругой, искусствоведом Кэри Линн Рэди.

Тематика этого частного собрания открыток была обозначена ещё в 2002 году. Коллекционерам удалось собрать 66 предметов. Зрители увидят только 37 открыток.

Прежде всего в коллекцию вошли открытки, воспроизводящие работы академических художников исторического жанра XIX в.: В.М. Васнецова, Н.В. Неврева, И.Е. Репина, Г.С. Седова, В.Г. Шварца и многих других. Большинство картин сейчас хранятся в собраниях известных музеев страны: Государственном Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и др.

На репродукционных открытках запечатлены работы, которые имели огромное значение в жизни самих живописцев. Молодой скульптор-студент М.М. Антокольский за свою статую «Иван Грозный» получил звание академика, и его работу сразу приобрёл Эрмитаж. Лучшей работой живописца А.Д. Литовченко стала картина «Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею», и он выдвигал её на получение звания профессора. Художник В.Г. Шварц за свою картину «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» был удостоен большой серебряной медали. Эта работа положила начало целой серии произведений, связанных с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного: «Посол князя Курбского», «Иоанн Грозный в монастыре». Последней в жизни творческой работой В.Г. Шварца в 1868 г. стал рисунок «Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте». За картину «Иван Грозный в Александровской слободе» артисту-маляру Алексею Максимову было присвоено почётное звание художника.

Другую часть коллекции составили фотографические открытки. Здесь интересно отражение в XIX веке сценического образа Ивана Грозного. Изображения связаны с постановкой в 1899 г. спектакля «Смерть Иоанна Грозного» (по пьесе А.К. Толстого) на сцене Московского Художественного театра. Первоначально роль Иоанна Грозного исполнял сам К.С.Станиславский, позже эта роль была передана Вс.Э. Мейерхольду.

Необычное дополнение коллекции - рекламные карточки-вкладыши, одни из первых образцов рекламной продукции подобного рода, появившиеся на сухих супах и бульонных кубиках ещё в 1875 г. Изобретатель этого мясного концентрата Юстус фон Либиг, выдающийся немецкий химик, запатентовал свой продукт как лекарство для желудочных больных. Но потом решил, что эти концентраты должны были не только восстанавливать больных, но и стать пищей для бедных, в том числе и духовной. Поэтому он инициировал выпуск карточек на разные исторические темы. Серия «Иван Грозный» выпущена во Франции, посвящена страницам русской истории.

Таким образом коллекция создаёт достаточно полную картину наличия в изобразительном искусстве художественных работ, посвящённых сюжетам времени правления Ивана Грозного.

Ни одна из открыток в коллекции А.А. Мелитоняна и К. Рэди не повторяет другую. Даже если повторяются сюжеты на лицевых сторонах, то нет повторения на оборотах, все открытки выпущены разными изданиями, типографиями и отличаются временем создания.

Появление первой в России почтовой открытки неразрывно связано с благотворительной деятельностью общества Красного Креста. Издательство «Община Св. Евгении» находившееся под августейшим покровительством принцессы Евгении Олденбургской - внучки императора Николая I, стало выпускать «художественные открытые письма» по примеру заграничных открыток. Известные художники И. Репин, К. Маковский и другие жертвовали общине акварели. Открытки имели большую популярность и отличались высокими художественными достоинствами.

Другим примером благотворительности является Любанское общество попечения о бедных, основанное в Новгородском уезде местным помещиком Болотовым и привлекавшее к благотворительной деятельности таких известных личностей, как великий князь Михаил Александрович, великая княгиня Ксения Александровна, священник Иоанн Кронштадтский. Издательство специализировалось на выпуске открыток-репродукций академического и салонного направления.

Благодаря издательству «Ришар», во главе которого стояли выходцы из Германии, российский зритель познакомился с исторической живописью.

Открытки расширяют представление о воплощении образа Ивана Грозного в жанровой и портретной живописи и скульптуре XIX-ХХ в.в. Кроме того, открытые письма носят характер ценных документальных источников.

 

Марина Рыбакова,

зам. директора по научной работе музея-заповедника «Александровская слобода»