Если вас ещё не снесли, то это не ваша заслуга, а наша недоработка

Если вас ещё не снесли, то это не ваша заслуга,  а наша недоработка

Речь о перспективе сноса нестационарных торговых объектов (киосков и павильонов - далее НТО), принадлежащих легально зарегистрированному малому бизнесу. Владелец даже самой маленькой торговой точки отодвигает от нищеты, обеспечивая заработком, как минимум трёх человек – себя и двух продавцов, а с учётом семей - это уже 7-9 членов общества. Соответственно, чем крупнее павильон, тем больше занятых в нём.

О том, что в стране тяжёлый и долговременный кризис, не говорят сейчас разве что самые неразговорчивые. В качестве утешения выдвигается тезис: мы живучие, даже в 90-х выжили. С этим можно согласиться. Вот только в 90-е к любому человеку, способному обеспечить себя и свою семью, дать работу и заработок ещё нескольким людям, относились с уважением. И сейчас все здравые экономисты говорят, что не так страшны «гаражные умельцы», тётеньки, торгующие с рук пучками укропа и лука, и прочие нелегалы, как рост числа бедных, неустроенных людей.

Публичные заявления местных властей, что владельцы НТО ничего не платят, не корректны. Во-первых, они всегда платили арендную плату за землю, на которой размещены, во-вторых, платят налог на вменённый доход, прямо зависящий от торговой площади и придуманный специально для вывода мелкой торговли из тени. А кроме того - за электричество, воду, вывоз мусора и другое. Многие содержат остановки общественного транспорта, в своё время построенные ими за свой счёт по просьбе местной администрации. Если кому-то кажется, что все предыдущие серпуховские администрации были никудышними по сравнению с нынешней, то всё равно – они были и решали городские проблемы вместе с бизнесом, в том числе - малым. Добивались наведения порядка вокруг павильонов, улучшения их внешнего облика, достижения необходимого санитарного и противопожарного уровня. Инструменты у властей всегда есть и помимо безумного повышения цен на право размещения или сноса, похожего на использование гильотины в качестве средства от головной боли.

Основанием для «гильотины» и прочих неприятностей для малого бизнеса служит разработанное администрацией и утвержденное Советом депутатов Положение о порядке размещения НТО в Серпухове. В основном это документ, добросовестно переписанный из областных методических рекомендацией. А все отличия направлены на ужесточение правил. В частности, нет даже упоминания о том, что новая схема не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до её утверждения, как это сказано в областных рекомендациях.

Проигнорировано также указание федеральных методических рекомендаций о том, что при желании предпринимателя продолжать работу договорные отношения на размещение его объекта подлежат пролонгированию неограниченное количество раз, и что торги (конкурсы) в данном случае не проводятся.

У нас конкурсы на право размещения как раз объявлены.

Первый со вскрытием конвертов 13 апреля выглядит довольно забавно.

Лот №1 – места для размещения киосков по продаже кваса. Площадь такого киоска 1,5х1,5 метра. Наверное, имеется в виду светлой памяти бочка с квасом, причём поставленная вертикально. О том, можно ли в таком киоске торговать другими прохладительными напитками, не сообщается. Поскольку множество мест выставлены на конкурс одним лотом, предполагается единственный победитель и абсолютная монополия (шутка) в торговле квасом.

Лот №2 – киоски по продаже мороженого. Тут разрешённая площадь уже 2,5х2,5 метра. Но опять монополия. Интересно, почему нельзя в одном киоске с мороженым продавать, например, прохладительные напитки? Покупателям было бы вкуснее.

Лот №3 – три киоска по продаже хлеба и кондитерских изделий. Им полагается площадь 4х3,75 метра.

Лот №4 – всего один киоск по продаже овощей и фруктов (ягод) на ул. Бригадной. Ему полагается площадь 4х5 метров.

Второй конкурс (вскрытие конвертов 20 апреля) и третий (27 апреля) выглядят более осмысленными. Однако складывается впечатление, что на них выставляются места, на которых уже имеются объекты, и именно их описывают в конкурсном предложении.

Вот, например, предлагается 18 мест под киоски периодической печати – это, скорее всего, для старой знакомой «Союзпечати» (сейчас киоски «АиФ»), ещё три лота для маленьких частников (1-3 места). Т.е. обладателям киосков предлагается получить уже имеющиеся места на конкурсе. Аналогичная ситуация с местами под киоски для хлебобулочных изделий и под торговлю цветами.

На третий конкурс выставлены места для автолавок под молочные продукты (около 30) и общепит. Есть несколько лотов для размещения по одному киоску бытового обслуживания, по одному – «Спортлото», с конкретными размерами. Но самое интересное – места для торговли мясом и для размещения павильонов под торговлю продуктами питания без указания специализации. Габариты в каждом случае свои, особенные.

Поскольку схема размещения не обнародована (с этим делом явно опоздали на несколько месяцев), а адреса в конкурсном предложении указаны приблизительно (возле дома такого-то), то понять, это уже занятые места или дополнительные, не представляется возможным. Между тем сотрудники администрации активно приглашают предпринимателей, чьи торговые объекты работают по многу лет, принять участие в конкурсах. Это воспринимается как попытка вымогательства дополнительных денег – новая методика расчёта увеличивает цены размещения для победителей торгов в сто и более раз.

Известно, что далеко не все хозяева киосков и павильонов являют собой образцы для подражания. Случается, что проверяющие выпадают в осадок при виде чудовищной антисанитарии, никуда не годного внешнего вида, наконец, наличия огромного количества запрещённого к продаже в НТО товара, в частности, водки. Обоснованное и обнародованное решение о сносе конкретных объектов было бы воспринято на ура. Однако безумное повышение цен на размещение, объявление конкурсов на уже занятые места вряд ли можно объяснить стремлением к наведению порядка. Чтобы понять, к чему на самом деле стремится власть, хотелось бы дождаться её комментариев.

 

Ирина Чернова

 

Сравнение федеральной и областной нормативной базы с местными новациями

Земельный кодекс РФ предусматривает два способа предоставления мест для НТО: договор аренды земельного участка и договор на размещение объекта.

Предпочтительным называется договор аренды, а договор на размещение допускается как альтернатива в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка. В Серпухове места для НТО предоставляются исключительно на праве размещения. В том числе и для тех, кто уже имел договор аренды на сформированном участке.

ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» устанавливает, что договоры на размещение НТО заключаются в рамках схемы размещения, разрабатываемой органами местного самоуправления. При этом утверждение такой схемы, а равно и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Интересно, что точно такая же формулировка использована в утверждённом министерством потребительского рынка и услуг Московской области «Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения НТО…». Кстати, предоставлять утверждённые схемы в министерство муниципальные власти должны не позднее 15 декабря года, предшествующего году начала срока действия схемы. Уже апрель, а утверждённой схемы до сих пор нет.

Подробно порядок составления схем размещения НТО описан в федеральных Методических рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ. В частности, там провозглашается, что схема размещения носит бессрочный характер и является инструментом систематизации размещения объектов, а не административного сокращения их количества и ограничения предпринимательской активности.

Там же подчёркивается, что в схему размещения подлежат включению все НТО, функционировавшие не менее одного года по состоянию на 1 января 2015 года на основании договоров аренды земельных участков, иных договоров, разрешений, решений и документов в соответствии с правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Указывается, что при желании предпринимателя продолжать работу договорные отношения на размещение его объекта подлежат пролонгированию неограниченное количество раз. Торги и иные формы отбора в данном случае не проводятся.

Основания для досрочного расторжения договоров могут быть смягчены либо конкретизированы (без усиления) относительно указанных в Рекомендациях, где их всего три: невнесение платы за размещение НТО более чем за 3 месяца; увеличение площади объекта более чем на 10% без соответствующего согласования; неосуществление деятельности в течение 3 месяцев. В утверждённом Советом депутатов Серпухова Положении «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Серпухова» предусмотрено немыслимое количество оснований для расторжения договора.

ФЗ «О защите конкуренции» проявлением ограничения конкуренции называет сокращение числа хозяйствующих субъектов. А условия доступа на товарный рынок, при которых одни хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другими, прямо именует дискриминацией. Этим же законом запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении муниципальных услуг. И первое, и второе мы как раз имеем в утверждённой Советом депутатов методике расчёта платы за право размещения НТО, в сто раз превышающей ставки арендной платы за землю.

 

Если вас ещё не снесли, то это не ваша заслуга,  а наша недоработка
Если вас ещё не снесли, то это не ваша заслуга,  а наша недоработка