М.П. Леонтьев: «Выборы - это экзамен для избирателя»

Серпухов на пороге выборов:  новый состав Совета депутатов определится совсем скоро – 13 сентября. Нынешние выборы депутатов хотя и очередные, но значительно отличаются от прежних. Предыдущий депутатский корпус, многие представители которого предпринимают попытку вновь получить заветный мандат,  кардинально изменил модель местного самоуправления в Серпухове,  лишив население права напрямую избирать Главу города. Нам придётся ограничиться избранием депутатов, а уж те – из своего состава – выберут за горожан Главу Серпухова.

С каким настроением люди идут на выборы? Ожидают ли качественного улучшения уровня жизни в связи со сменой представительного органа власти? С этих вопросов начался наш разговор с депутатом Мособлдумы, зампредом комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике  Михаилом Павловичем Леонтьевым.

- Очень большая пассивность наблюдается сейчас у избирателей. Частично, конечно, это можно отнести на отпускной сезон, период заготовок, начало нового учебного года. Своих забот у каждой семьи  в первые дни осени хватает. Но выборы – тоже очень важно! Это всё-таки шанс постараться что-то изменить в политической и экономической ситуации. А особенность нынешней избирательной кампании в том, что, голосуя за того или иного кандидата, мы выбираем потенциального Главу города. Насколько избиратели осознают это обстоятельство? Необходимо, чтобы каждый отдавал себе отчёт: голосуя  за соседа, приятеля, просто симпатичного ему человека, согласен ли он видеть его Главой города? Достаточно ли у этого кандидата опыта и потенциала – управленческого и просто человеческого - для этой должности?

 

- Я думаю, Михаил Павлович, что пассивность городского сообщества во многом связана и с разочарованием,  пережитым весной. Общественные слушания, инициированные депутатами по изменениям в Устав города, чётко показали – серпуховичи за сохранение прямых выборов Главы. И всё равно так называемые народные избранники лишили людей конституционного права на прямое  волеизъявление, изменив по своему усмотрению систему выборов…

-  И это тоже, безусловно. Каждому избирателю надо задуматься: а кто идёт на выборы? В подавляющем большинстве это представители прежнего состава Совета депутатов, исполнявшие эти полномочия два, а то и три созыва подряд. Как они отработали в прошлые годы в своих округах? Сколько они представили законодательных инициатив местного, регионального, федерального уровня?

Не трудно заметить, что качество местной  законодательной власти в Серпухове крайне низкое – за пять лет всего один законопроект был подан в Мособлдуму. И как раз тот, о котором вы говорите, – поправки в Устав города, изменившие модель местного самоуправления. Формально провели процедуру общественных слушаний  и отправились в Москву – голосовать.  При этом   ни один из депутатов даже не подумал посоветоваться с избирателями своего округа – нужно ли это, в чём смысл и как изменится качество жизни людей? Из всего депутатского корпуса позиция только двух действующих депутатов, противостоявших давлению представителей правительства Московской области и голосовавших «против»,  вызывает уважение. Ещё двое воздержались от голосования. Остальные, как мне представляется, даже морального права не имеют идти на выборы в Совет депутатов. По крайней мере, с каждого действующего депутата избиратель должен потребовать не формального отчёта о его деятельности.

Я смотрю их предвыборные программы: сколько лавочек было покрашено, сколько установлено песочниц, какие дорожки заасфальтированы. Разве это полномочия депутата? Благоустройство – это функция исполнительных органов власти, они его проводят в рамках различных программ: местных, областных, федеральных. Не надо заигрывать с избирателями и себе приписывать несуществующие заслуги.  

 

- Да, это, скорее, выдающиеся работники сферы ЖКХ, нежели депутаты. Как полагаете, насколько сильно обновится депутатский корпус? Мне бы хотелось – на 100%...

- Надеюсь, что существенно обновится. Хотелось бы, чтобы пришли люди понимающие, что такое бюджет муниципального образования, как он формируется, знающие нормативную базу. А главное, не стеснялись бы учиться – в этом случае с ними можно взаимодействовать более широко. Действующие депутаты Серпухова предпочли ограничиться кругом забот ЖКХ, а ведь в обществе очень много животрепещущих проблем обсуждается. Отмена льгот в общественном транспорте Москвы для подмосковных пенсионеров, например. Это коснулось свыше 1 млн 200 пенсионеров! Ущемили людей в правах, а ведь исторически так сложилось, что многие учреждения Подмосковья – от правительственных органов до здравоохранения и культуры - сконцентрированы в Москве. Аргумент, что ни в каких других областях России пенсионеры не пользуются льготами в соседнем субъекте федерации, на мой взгляд, не выдерживает критики. Если власти Подмосковья объявили себя лидерами, надо и быть лидерами, в первую очередь – в социальных вопросах.

 

- Как вы думаете, отыграть назад отмену льгот на транспорт возможно?

- Надо прилагать к этому усилия, в том числе и депутатам местных органов власти! Фракция КПРФ в Мособлдуме единогласно высказалась против отмены льгот для пенсионеров, и мы планируем вернуться к этому вопросу в осеннюю сессию.

Или взять вопрос о «детях войны». Он что, не социальный, местных депутатов не волнует? Люди, которых в полной мере коснулись военные невзгоды, за короткий период восстановившие страну, разве не достойны поддержки государства? Широко обсуждается повышение пенсионного возраста, планируется сокращение бюджетной сферы на 30 процентов, тема капремонта многоквартирных жилых домов – масса вопросов, действительно волнующих население. И если областная Дума по этим направлениям будет работать вместе с местным законодательным органом власти, мы гораздо больше сделаем. В том числе и за счёт выработки законотворческих инициатив на местах и представления их в Мособлдуме.

 

- На ваш взгляд, насколько оправдывает себя «двуглавая»  модель управления, внедряемая сегодня в систему местного самоуправления Подмосковья?

- Уже по опыту нашего региона – наукоградов Протвино и Пущино – можно сказать, что система управления пробуксовывает. Проблема в том, что полномочия главы города, избираемого из состава Совета депутатов, и сити-менеджера, назначаемого по согласованию с правительством Московской области, чётко не прописаны. И эти противоречия, полагаю, будут накапливаться, неразбериха нарастать, потому что конфликт заложен изначально, и каждый из руководителей считает, что у него приоритет в решении вопросов местного значения. 

Я не раз предлагал председателю Мособлдумы вернуться к рассмотрению поправок, принятых в этом году в  131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон на данный момент предлагает несколько вариантов. Либо оставить прямые выборы главы  муниципального образования, ужесточив требования к их честности и прозрачности, либо, учитывая сегодняшние реалии, вернуться к жёсткой вертикали власти и назначению главы муниципального образования – руководителя  администрации. Он назначается  на конкурсной основе из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, которую на равных формирует Совет депутатов и Губернатор.  Ещё один способ, предусмотренный 131-м законом, - глава избирается из состава Совета депутатов, возглавляет администрацию, сложив с себя депутатские полномочия.  В любом случае, эта персона, как власть исполнительная, будет нести  всю полноту ответственности за процессы, происходящие на территории. А Совет депутатов действует в рамках своих полномочий как законодательный орган власти – вырабатывает правовые акты, вместе с Главой формирует и утверждает бюджет, контролирует его исполнение.  Роль каждого субъекта власти очевидна, чётко определена и понятна населению. Люди будут знать, с кого и за что им спросить. Я полагаю, что в осеннюю сессию Мособлдума обязательно вернётся к этой теме и примет один из вариантов, предлагаемый сейчас 131-м ФЗ «Об основных принципах местного самоуправления  в Российской Федерации». Это будет логично, поскольку важно сформировать единый стандарт системы местного самоуправления региона, тогда и губернаторская вертикаль власти будет укреп-ляться.

 

- Вернёмся к выборам. 181 кандидат в депутаты Серпухова претендует на 25 вакансий. Что вы им пожелаете?

- Я хотел бы пожелать даже не им – с кандидатами как раз всё ясно и понятно: видно, кто идёт с административным ресурсом, кто просто как технический кандидат, кто – действительно что-то хочет изменить в городе к лучшему.  Я хочу обратиться к избирателям, ведь выборы – это экзамен в первую очередь для них. Найдите время встретиться с кандидатами. Как только человек начинает говорить – сразу видно, что он из себя представляет. А главное, приходите  13 сентября на избирательные участки, не упустите шанс изменить что-то к лучшему на ближайшие пять лет.