Этот безумный, безумный, безумный мир…

Этот безумный,  безумный,  безумный мир…

Пресс-конференция, посвящённая самому масштабному со времён распада Советского Союза проекту «Союзмультфильма» - полнометражному кукольному фильму по мотивам сказок Гофмана, прошла в серпуховском Музейно-выставочном центре.

«Синтез лучших традиций классической отечественной анимации и сверхсовременных технологий», «настоящее произведение искусства» - так критики называют этот удивительный проект. Эскизы к фильму сделал Михаил Шемякин. Знаменитый художник, скульптор, балетный постановщик приходил на студию ещё в 1967 году в надежде поработать над какой-нибудь темой в мультипликации, куда очень пластично вписывалась его графика. Мечта сбылась лишь спустя много лет, волшебный мир Теодора Гофмана наконец получил свое воплощение.

- Наш фильм – о судьбе человека, полного фантазий и творческих проектов, он практически перевоплощается в образы своих героев, - рассказывает заведующий кафедрой анимации и компьютерной графики, профессор ВГИКа, режиссёр и художник «Гофманиады», Станислав Михайлович Соколов.  - В сюжетной линии наш сценарист Виктор Славкин соединил сказки Гофмана  «Крошка Цахес», «Золотой горшок» , «Песочный человек», «Принцесса Брамбилла»  и записи самого писателя в личном дневнике. В центре событий - Эрнст Теодор Амадей, который живёт то в реальном мире, то в сказке.

Гофман был очень талантливым человеком: он прославился как поэт и писатель, художник и композитор. Будучи страстным поклонником Моцарта, он изменил одно из своих имен на «Амадей». Входил в круг немецких писателей-романтиков, но его произведения отличаются изрядной долей сарказма и иронии, а фантастическое в его сказках самым причудливым образом переплетается с реальным, недаром писатель восклицал: «Нет ничего более удивительного и безумного, чем сама реальная жизнь!» Время подтвердило его слова: то, о чём Гофман писал двести лет назад, сейчас  сбывается. Это и поток мигрантов, и  «искусственные» девушки, с которыми в Японии начали заключать браки…

- Любой кукольный фильм начинается с эскизов, - продолжает рассказ режиссёр. - Первые наброски персонажей «Гофманиады» художник Михаил Шемякин выполнил ещё в 2001-м году. Над созданием более ста пятидесяти кукол трудились около десятка человек. Внешность персонажей гротескна, а их конструкции напоминают человеческий скелет - для каждой куклы он выполнен индивидуально, в зависимости от того, какие задачи ей предстоят и какой у неё характер. Для воссоздания мимики использовали специальные сменные челюсти. Каждый герой обеспечен и достаточным количеством сменных частей тела. Одних выражений лица может быть до десяти вариантов. Двигается всё, вплоть до зрачков и маленьких пальцев рук.

 Некоторые куклы существуют со своими дублями, поэтому одновременно можно было снимать на трёх площадках. Некоторые куклы появляются в кадре на несколько секунд, и для этого их специально делали. Есть образы незаменимые, которые срабатывают больше, чем целая толпа других. Такие куклы потом были задействованы в массовке, их даже переодевали.

Декорации, по словам художника-декоратора Юрия Валерьевича Аксёнова, из фанеры и пенопласта – так проще крепить персонажей. Сам процесс съёмки потребовал от создателей фильма немало терпения и опыта, каждое движение фиксировалось на фотокамеру. При этом все перемещения выверялись с точностью до миллиметра. Все сцены строились на основе уже записанных диалогов и музыки. Отснятый материал обрабатывался на компьютере и накладывались спецэффекты. Особая гордость фильма – городские пейзажи, они почти в точности копируют улочки Бамберга и Дрездена  по старым фотографиям и рисункам самого Гофмана.

Творчество Гофмана не только волшебное, но иногда и мистическое, что нашло своё отражение в фильме. Образ молодого Гофмана озвучивал Владимир Кошевой. Когда он появился в студии,  выяснилось, что этот человек - копия куклы, которую ему предстоит озвучивать!

К выходу фильма приурочена выставка «В стране мульти-пульти», которая в МВЦ будет работать до конца января. Кроме кукол и декораций «Гофманиады» здесь представлены герои советской мультипликации, которая, начиная с 30-х годов, переживала поистине Золотой век и породила целую плеяду великих мастеров. Редкие фотографии, кальки, эскизы рассказывают детям и взрослым, как оживали любимые герои на экранах, чьим голосом они говорили…

Пресс-конференция уже подходила к концу, когда журналисты поинтересовались у Станислава Соколова, есть ли у него любимые куклы в этом фильме. Оказалось, что одна из них стоит на столе перед режиссёром - Крошка Цахес по прозванию Циннобер.

Крошка Цахес  в фильме и предводитель мышей, и начальник канцелярии, и судебный чиновник. Этот злой карлик благодаря трём волшебным волоскам на макушке становится настоящим властелином умов и душ людей, но, освобождённый от власти золота, маленький уродец, погибнув, превращается в  красавца…

В минувшую субботу в Музейно-выставочном центре впервые, после Берлина и Выборга состоялись премьера «Гофманиады» и показ документального фильма американского режиссёра Кевина Мак-Нира о процессе создания мультфильма. 

Этот безумный,  безумный,  безумный мир…