От прекрасных мыслей - к прекрасным делам

От прекрасных мыслей -  к прекрасным делам

Минувшая суббота в Серпуховском историко-художественном музее прошла под знаком российского кино. Приветствовавшая посетителей заслуженная артистка России Наталья Бондарчук заметила:

- Хранители культурных ценностей всегда выполняли особую миссию - учили беречь всё, что делает нашу жизнь духовно богаче. Возможно, сегодня во многих сердцах проснётся любовь к красоте, которая плавно перейдёт в любовь к книге, театру, а дальше от прекрасных мыслей - к прекрасным делам!

В залах музея этим вечером было очень многолюдно. Театрализованная экскурсия с «киногероями», проходившая каждые двадцать минут, собирала всё новых и новых участников. Экскурсоводы приглашали их «пройти в кинозал», где ждали герои известных фильмов: Шурик и грозный царь из кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию», очаровательная Шурочка Азарова из  «Гусарской баллады», юные гардемарины и герои французского фильма «Анжелика и король». В зале, где выставлены работы художников-передвижников, зрители добродушно посмеивались, наблюдая за Бальзаминовым, ну а юные любители истории с восторгом общались с Бабой-ягой и Воеводой из известной стихотворной сказки Леонида Филатова и Кощеем бессмертным, обосновавшимся у лестницы, ведущей на второй этаж…

На выставке «Магия фарфора» посетителей встречала добродушная тётушка Фарфорушка - сотрудник музея Любовь Васильевна Кондрашова. Красивая посуда радовала глаз. Честно говоря, до этой экскурсии я наивно полагала, что фарфор везде одинаковый и различается только по цвету и рисунку, но всё оказалось совсем не так: фарфор, появившийся в Китае около чётвертого века, необыкновенно дорогой фарфор в Европе восемнадцатого века и знаменитый Мейсенский фарфор имеют разные составляющие, которые и сегодня окутаны завесой тайны.

На выставке собраны удивительной красоты вещи. Не случайно посетители и после экскурсии остались бродить по залу, рассматривая тончайшей работы сервизы и огромные вазы.

Кроме экскурсий и выставок внимание гостей несомненно привлекли и сами сотрудники музея, одетые в платья и костюмы 18-19 веков. В них совершенно не было театральности: моя прабабушка-купчиха Екатерина Перешивкина, судя по сохранившимся у нас фотографиям, наряжалась в платья, пошитые практически так же.

- Все платья и костюмы нам шьёт замечательная портниха Галина Владиславовна Уманская, - отметила Любовь Васильевна Кондрашова, - и делает это очень профессионально, постоянно консультируется по поводу фасонов и отделки у наших историков и искусствоведов.

Действительно, купеческий костюм или платье, отделанное волной кружев, сшить очень сложно, ну а платья на кринолинах - настоящее искусство!

Глядя на портреты дам в пышных нарядах и на их живых двойников, разгуливающих по залам музея, хотелось непременно примерить такое платье, пройтись по залам и величаво сойти со ступенек Мараевского особняка, ну, и конечно же, сделать фотографию на память. Может, в будущем в фотоателье музея появятся платья на кринолинах, в которые смогут нарядиться все желающие?.. Было бы здорово!

Проходя мимо зала «Союз русских художников», я услышала юный голос, взволнованно читающий бессмертное стихотворение Есенина «Письмо к женщине», и не смогла пройти мимо. Народу собралось не так много, как в других залах, поэтому было как-то по-домашнему уютно. Ребята знакомили всех с довольно необычным стихотворным жанром – центоном - одеялом из лоскутков, если перевести буквально. Это стихотворение, полностью составленное из строк других поэтических произведений. Центоны появились в древней Греции, поэты составляли их из произведений Гомера. В Риме подобные шутки творили из Вергилия и Овидия. Строки подобраны так, чтобы соблюдались определённый размер и рифма…

Ценителям поэзии серебряного века предлагали разгадать кроссворд. Кто-нибудь из молодых людей читал стихотворение, а гости дружно угадывали автора. Справились достаточно быстро, хотя многие стихи не так широко известны. Расходиться же никто не спешил: ребята из молодёжного литературного объединения «Клио» читали одно стихотворение за другим. Это объединение, созданное в 2010 году и получившее имя исторической музы, расшифровывается так: «Когда Литература Искренность Отражает...»

Между тем «Ночь в музее» шла своим чередом: в белом зале продолжался концерт, а самые юные посетители неутомимо разглядывали выставку «Рисуем мультик», где были представлены раскадровка и эскизы, подготовленные студентами художественного факультета ВГИК. Любители романтики спешили в зал «Искусство Фландрии» на необычную, прямо-таки таинственную экскурсию при свечах. Нашлось развлечение и для почитателей приключенческих игр: знаменитость музея - кот Марай, о котором в нашем городе не слышал только ленивый, приготовил непростую загадку - четырнадцать картин, где вместо какого-нибудь персонажа - он, Марай собственной персоной!

...Когда я вышла из музея на улицу, уже совсем стемнело. Однако людской поток к особняку, хоть и значительно поубавился, но не иссяк. На тропинке сидел огромный кот, увы, это был не Марай – знаменитость, вероятно, испугавшись такого количества поклонников, тихо отлёживалась в каком-нибудь уютном местечке.

Дорога, обычно к этому времени совсем пустая, была заполнена людьми, решившими, как и я, пройтись до дома пешком. Спрашивать, понравилось ли им в музее, не пришлось, народ оживленно делился впечатлениями и восторгами. «Ночь в музее» явно удалась…

От прекрасных мыслей -  к прекрасным делам
От прекрасных мыслей -  к прекрасным делам
От прекрасных мыслей -  к прекрасным делам