Заноза в сердце сатаны

Диомид Митрофанович Хутарев

Проезжая по окрестностям Подмосковья, видишь много интересных мест, старинных храмов, красивых усадеб, необычных памятников. К сожалению, большинство из них находятся в плачевном состоянии. Но полуразрушенные, заросшие бурьяном и крапивой, они  всё же не утратили былой красоты и величия.

Помнится, в советские времена любителей редкой архитектуры привлекало местечко недалеко от Серпухова под названием Иванова гора. Великолепная колокольня с ажурными ярусами, возвышающаяся над излучиной реки Нары, выглядела просто фантастично…

За родником белый храм…

Бурное развитие нашего края началось в эпоху Средневековья, когда вдоль рек стали появляться города. На Оке вырос Спас-Тешилов, на Наре - Иванова Гора, на Протве - Спас-Городец. Все они защищали Москву от набегов врагов с юга.

В десятом веке на нижнем течении Нары жили языческие племена вятичей. Иванова гора, названная урочищем из-за резкого отличия её от остальных участков окружающей местности, была тогда одним из центров сельских общин Древнерусского государства - погостом.

Первоначально название не имело ничего общего с кладбищем - на древних погостах велась гостьба-торговля. В правление княгини Ольги там же были созданы пункты сбора дани, а уже потом, с приходом на Русь христианства, на погостах стали строить церкви, при которых и появились кладбища.

Известно, что на Ивановой горе останавливался по дороге в Серпухов Сергий Радонежский.  В одно из таких посещений он посадил здесь дуб, который для многих поколений прихожан Предтеченской церкви стал свидетелем покровительства святого. Ещё в девятнадцатом веке на этом месте можно было видеть огромный пень, имевший, по свидетельству современников, тринадцать аршин в окружности.

Первое письменное упоминание о храме на Ивановой горе, причём уже в прошедшем времени, относится к 1571 г. В льготной грамоте, выданной царём Иваном Грозным Серпуховскому Высоцкому монастырю после опустошительного набега татар на Московию, находим: «...сельцо Глубокое, а в сельце была церковь Иоанна Предтечи, сожжена, да 17 дворов сожжены».

По писцовым книгам 1627-1629 г.г. в Окологородном стану Серпуховского уезда среди вотчин Высоцкого монастыря числилась «пустошь, что был погост Предтеченской, на реке на Наре, усть речки Московки и Велемки, а в ней храм бывал издавно Рождество Иоанна Предтечи».

С воцарением династии Романовых страна начала оправляться от пережитых потрясений, повсюду восстанавливаются храмы, строятся новые. В приходной книге Патриаршего Казённого приказа содержится запись об обложении данью «новопостроенной в 1720 году на пустовой церковной предтеченской земле в вотчине Высоцкого монас-тыря, в Серпуховском уезде, в Окологородном стану, и освящённой церкви во имя Иоанна Предтечи». В 1721 году материалы государственной ревизии сообщали о «селе Ивановском, что на Ивановской горе, в оном селе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, при ней действительно служащие: поп Пётр Егоров сорока двух, дьячек Алексей Дмитриев двадцати пяти, понамарь Иван Петров тринадцати лет».

Здание церкви неоднократно перестраивалось, в ней были устроены Успенский и Никольский приделы, пристроены трапезная и небольшая шатровая колокольня.

В конце ХIХ в. на церковной территории появились новые постройки, которые, не без утрат, дошли до наших дней. Среди них - главное украшение Ивановой горы - грандиозная пятиярусная колокольня с примыкающими с севера и юга часовнями, выполненная из красного кирпича и белого камня с богатым декором в популярном в то время псевдовизантийском стиле.

 

Колокольня

Очень интересна история строительства колокольни церкви Иоанна Предтечи. Возводили её пять лет - с 1895-го по 1899 г.  А связано строительство было  с селом Городёнки (ныне это посёлок Пролетарский) Серпуховского уезда Московской губернии. Это место  было известно всей промышленной России. Продукция расположившейся здесь суконной фабрики Диомида Хутарева завоевала бронзовую медаль на Московской промышленной выставке и золотую – на Нижегородской.

Диомид Митрофанович Хутарев родился в 1816 году в деревне Верхние Велемы Васильевской волости Серпуховского уезда в семье экономического крестьянина Митрофана Хутарева. В свободное от полевых работ время Хутаревы  занимались гончарным делом. Диомид закончил только церковно-приходскую школу, но предприимчивый, любознательный по натуре, скопил денег и занялся более выгодной торговлей шерстью. Ему удалось выкупить из зависимости себя и всю семью, перейти из крестьянского в купеческое сословие.

В 1849 году в селе Городёнки Диомид Хутарев открыл суконную фабрику, оснастив её самой передовой техникой. В 1890 году на ней работали уже восемьсот человек. Во время Русско-японской войны купец получил государственный заказ на выпуск обмундирования для армии, что способствовало развитию его бизнеса. Диомид Хутарев со своими сыновьями и внуками был произведён в сословие потомственных Почётных граждан.

Будучи человеком глубоко религиозным и всеми уважаемым, купец принял на себя заботу и попечение о приходе церкви Иоанна Предтечи на Ивановой горе. Он стал «ктитором церкви», усердно взялся за благоустройство храма. В 1856 году на средства Хутарева и была возведена колокольня.

Именно это не дошедшее до нас сооружение, вполне соответствовавшее архитектуре небольшого храма, и называлось колокольней храма Иоанна Предтечи, а вовсе не то чудо, которое теперь украшает Иванову гору и её окрестности.

Купцу захотелось увековечить место, где рос посаженный преподобным Сергием Радонежским дуб. Как раз в 1892 году вся Россия грандиозными торжествами отмечала 500-летие преставления своего любимого святого.

В честь этой даты и пятидесятилетия своего ктиторства Диомид Митрофанович решил заказать колокол весом в 550 пудов, что соответствовало примерному возрасту Сергиева дуба.  Вот как об этом писали «Московские ведомости»: «Здесь преподобный посадил дуб. Дуб этот произрос в величайшее дерево, он был около 13 аршин в окружности. Время, бури и непогода только недавно уничтожили этот памятник, на который народ всегда смотрел с благоговением. В настоящее время от него остался только громаднейший пень. Чтобы сказание о посещении указанной местности великим угодником не изгладилось из народной памяти, Д.М. Хутареву и пришло на мысль на том месте, где произрастал дуб, устроить звонницу и повесить многозвучный колокол. 550 лет прошло со дня кончины преподобного Сергия, поэтому и колокол был заказан в 500 пудов. Но преподобный, долго живший на земле, может быть, ещё задолго до своей кончины посетил эту местность, поэтому к колоколу при заказе был прибавлен вес ещё в 50 пудов».

Установлен он был 29 марта 1894 года  на временной деревянной звоннице. По рассказам очевидцев, передаваемым из поколения в поколение, везли его через овраги по специально построенной канатной дороге.

Колокол было невозможно водрузить на небольшую церковную колокольню, и тогда Диомид Митрофанович решил построить отдельную колокольню, совместив её с храмом своего небесного покровителя Святого мученика Диомида и семейной усыпальницей.

Высота колокольни согласно проекту должна была быть почти невероятной для сельского храма: 112 аршин, или 79,5 метра, что лишь на два аршина (1,5 метра) меньше высоты колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Авторство проекта связывают с именами архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого и Адольфа Адольфовича Нетыксы. Однако имя настоящего создателя остаётся до конца не выясненным, поскольку её реальный облик совершенно не соответствует хранящейся в архивах документации, а сама колокольня была построена, как сообщали «Московские церковные ведомости», высотой всего в 33 сажени, что на 9 метров ниже заложенного проектом. Можно предположить, что заказчик отказался от первоначального проекта в пользу иного.

Во время одной из своих деловых поездок в Харьков Д.М. Хутарев наблюдал за строительством там роскошного Благовещенского кафедрального собора. Колокольня так понравилась купцу, что он захотел подобную возвести на Ивановой горе.

8 июля 1895 года произошла торжественная закладка нового храма-колокольни в Серпуховском уезде. Пятиярусная башня из красного кирпича с богатейшим белокаменным декором была возведена  на краю обрыва. На первом ярусе – арка, сквозь которую видна живописная долина Нары. По двум сторонам – ажурные часовни-усыпальницы. Во втором ярусе - освещённая множеством узких окон церковь Святого мученика Диомида. Третий, четвёртый и пятый ярусы – звонница. Венчали храм-колокольню сложной формы купол и золочёный крест.

Во время строительства был неординарными способами решён ряд технически сложных инженерных задач. Например, для доставки кирпичей и раствора на верхние ярусы вокруг колокольни были установлены леса такой ширины и прочности, что по ним могла подняться лошадь с телегой, а затем, развернувшись, спуститься. Для тех лет это было просто невероятно!

Начатое в 1895 году строительство было закончено в 1899 году. Освятили колокольню настоятель Давидовой пустыни иеромонах Валентин и настоятель храма Пётр Лебедев.

Ктитор и церковный староста Д.М. Хутарев не дожил до окончания строительства колокольни, он скончался в 1897 году и был погребён в крипте южной часовни, ставшей семейной усыпальницей Хутаревых. В честь небесного покровителя Диомида Митрофановича во втором этаже колокольни собирались устроить церковь святого мученика Диомида...

На средства Д.М. Хутарева на Ивановой горе была также выстроена и открыта первая в округе церковно-приходская школа. В 1914 г. завершилась постройка корпуса богадельни, который, как и здание школы, был выполнен в русском стиле - из красного кирпича с белыми деталями. Весь комплекс был окружён оградой с башенками, благодаря чему получился весьма выразительный архитектурный ансамбль, где на общем фоне ярко выделялась колокольня.

Но храм освятить не успели: работы по благоустройству его внутреннего пространства прер-вала начавшаяся война. Здание богадельни практически сразу по завершении  строительства было отдано под военный госпиталь.

Продолжатель отцовских дел Дмитрий Диомидович Хуторев скончался в 1916 году.

 

Расправа над храмом

В первые годы советской власти храм ещё существовал как действующий, хотя у церковной общины отобрали здания богадельни и церковно-­приходской школы. Инициатором ходатайства о закрытии храма стало руководство школы. 31 декабря 1929 года в двух близлежащих деревнях – Глубокове и Велемях – прошли собрания жителей, постановивших: «Церковь закрыть, колокола с колокольни снять, стоимость колоколов передать школе им. Коромыко». К чести сельчан, не все из них голосовали «за», примерно треть голосов была «против», тем не менее в 1930 году храм был закрыт, а в 1936 году взорван. Внутреннее убранство часовен уничтожено, усыпальница разграблена, захоронения осквернены, кладбище в церковной ограде, где захоронения велись с незапамятных времён, срыто.

Узнав о вскрытии вандалами усыпальницы, семья Хутаревых передала местным рабочим деньги с просьбой перезахоронить прах Диомида Митрофановича на близлежащем кладбище, но могила благотворителя всей округи там не обнаружена...

550-пудовый колокол сбросили с крутого склона горы в реку…

 

Последний из могикан

Последним настоятелем  храма, перед закрытием его в 1930 году, был Пётр Иванович Лебедев, оставивший о себе благодарную память в сердцах прихожан. Помимо церковных служб, он преподавал в школе, боролся с пьянством фабричных рабочих, основав при храме братство трезвости, - в юности он учился на врача и хорошо разбирался в медицине. Сохранились воспоминания о его паломнических походах со школьниками в Давидову пустынь. Вот как писал об этом семинарист Ф.Введенский: «Перед началом путешествия был отслужен напутственный молебен, и затем вышли в путь с пением молитв. Все ученики шли пешеходом, и во время пути никто из них не садился на подводу. Вечером ученики пришли благополучно в пустынь, где им от обители были предложены радушно ночлег и трапеза. Весь последующий день юные богомольцы посвятили богослужениям в обители святого Давида. Отдохнув немного, ученики стали отправляться в путь. Отец казначей дал им тёплое назидание, благословил их, и ученики, уставившись рядами, отбыли с пением молитв, запечатлев в своих детских сердцах самое приятное и отрадное воспоминание».

Лишь чудом отец Пётр, не скрывавший неприятия советской власти, избежал репрессий. Священник скончался в 1935 году, не увидев уничтожения храма.

А школа на Ивановой горе продолжала существовать. Учебные классы были оборудованы в корпусе богадельни. Школа носила имя русского писателя В.Л. Короленко и первой в районе стала давать учащимся среднее образование. В послевоенные годы территорию бывшего храмового комплекса занял детский дом, а затем - примерно с 1961-го по 1997 г.г. - психиатрическая больница.

Несмотря ни на что, своё милосердное предназначение это место сохранило и получило название «заноза в сердце сатаны».

 

В восьмидесятые годы я не раз приезжала в эти места и хорошо помню величественную колокольню, на ярусах которой подрастали молодые берёзки… В то время её купол ещё венчал семиметровый крест. Казалось, он пронизывал облака. При  долгом взгляде на него начинала кружиться голова… Крест рухнул 15 августа 1985 года, повредив северную часовню. А вскоре за крестом упал и шпиль.

К началу ХХI века то, что осталось от  архитектурного ансамбля на Ивановой горе, юридически было передано в пользование Русской православной церкви. В 1998 году здесь был зарегистрирован церковный приход. Сохранились небольшое здание церковно-приходской  школы, корпус богадельни, часть ограды с северо-западной башенкой и пятиярусная колокольня с двумя её часовнями. С 2000 года ведутся работы по очистке и консервации колокольни. Укреплены перекрытия, возведены леса. Приведён в порядок внешний вид часовен. Единственная сохранившаяся  северо-западная башенка ограды украшена теперь флюгером с силуэтом витязя на коне.  Частично отремонтированы здания школы и богадельни, где в  2004 году освящён придел Иоанна Предтечи. 

Памятным деревянным крестом и мраморной плитой отмечено место утраченной могилы последнего настоятеля Предтеченского храма протоиерея Петра Лебедева, погребённого за алтарём несуществующего ныне храма.

На обрывистом спуске к Наре, прямо под колокольней, издавна был святой источник, теперь он вновь обустроен и освящён во имя преподобного Сергия Радонежского.

Сам храм устроен в левом крыле здания богадельни, которое достаточно хорошо сохранилось. Богослужения совершаются регулярно по субботам, воскресеньям и в дни церковных праздников.

В 2011 году возведены шпиль и пятиметровый крест.